Артикуляционные упражнения для формирования правильного уклада шипящих звуков ([ш], [ж], [ч], [щ])
07.04.2020
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при [ч] - сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, в целом язык принимает позу чашечки; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; теплая воздушная струя идет посередине языка вверх. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
- «Наказать непослушный язык» приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя»; похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.
- «Лопата» удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти. Обратите внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
- «Бублик или рупор» губы округлены и чуть вытянуты вперёд, как при звуке [О], зубы сомкнуты, удерживание позы под счёт до 5, повторить 5-6 раз. Затем предложить почмокать губами – поцелуем мамочку.
- «Заборчик» - губы растянуты в утрированной улыбке, обнажая сомкнутые зубы.
- Чередование под счёт 1-2, 1-2, 1-2… упражнений «бублик - заборчик»
- «Качели» поднять кончик языка за верхние зубы, опустить за нижние зубы;
- «Лошадка» пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Обратите внимание: упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее; нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
- «Грибок» приоткрыть рот и, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Обратите внимание: боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
- «Гармошка» "присосать" язык к нёбу и не отпуская его, раскрывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
- «Вкусное варенье» широким краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Обратите внимание: работает только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной; язык должен быть широким; если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
- "Обнять" широким краем языка верхние зубы.
- «Индюшонок балбочет» кончик языка быстро двигается верху вниз, облизывая верхнюю губу;
- «Маляр» широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу и обратно). Обратите внимание: язык не должен сужаться.
- «Чашечка» рот открыт, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу.
- «Фокус» приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
- Упражнение в поочерёдном произнесении звуков [Т’] - [Щ] сначала звуки произносятся медленно, затем темп убыстряется и звуки произносятся без перерыва: тщ-тщ-тщ, это подготавливает основу для звука [Ч].